Балет
Инициативу городского головы Андрея Даниленко - проект «Шедевры мировой классики», осуществляемый в формате «open air», - уже по праву можно назвать культурным брендом нашего курорта. В том, что детская здравница способна дарить не только здоровье телу, но и восторг очищения душе, смогли воочию убедиться все, кто пришел субботним вечером на Театральную площадь. Заслуженные работники культуры Украины, директор и художественный руководитель коллектива «Молодежный балет Киева» Дмитрий и Галина Кайгородовы, а также заслуженные артисты Украины, балетмейстеры постановщики Евгений Кайгородов и Яна Гладких уверенно доказали зрителям свое кредо, свое искреннее «Верую!»: миф, что понимание большой хореографии доступна лишь избранным, балет – духовное достояние народа.
…В потоке музыки – мгновение тишины. Но и оно не беззвучно: по деревянному настилу сцены трогательно, словно копытца олененка Бемби, постукивают пуанты. Эта маленькая тайна, приоткрывшаяся в миг смерти Жизели на подмостках театра имени А.С.Пушкина, однажды и навсегда подружила меня не с «телевизионным» - реальным, живым балетом. Поэтому предстоящее «авангардное», «чересчур публичное», как казалось, прочтение шедевра Петра Ильича Чайковского вызывало опасение: не растворится ли в открытом воздушном пространстве магия интимности соприкосновения с чудом?
Но чем дольше длилась разминка юных «звезд» труппы, чем тщательнее оттачивали они непростые свои фуэте – тем спокойнее становилось на сердце. Советскую ассоциацию: «Лебединое озеро» - траурный балет СССР» незаметно сменила местная: «Надо же, у нас за городом озеро – тоже лебединое!». А началось действо – и пришло осознание. Оказывается,: откровение балета - не только в чарующей поступи атласных туфелек на стройных девичьих ножках. Оказывается – не нужны, по большому счету, балету декорации. Лучший задник – старинное здание библиотеки, вполне сходящее за королевский дворец. Лучшее озеро – волнующееся на ветру тканевое обрамление передвижной и, наверное, тесноватой для стремительных взлетов сцены.
Пластика молодых артистов – точна и выразительна. Сюжет захватывает – невозможно оторвать взгляд, перевести дыхание. Вот сад перед замком матери принца Зигфрида. На лужайке веселится молодежь, забавен шут… Вот темная, как лесная чаща и тоска по не родившейся еще любви, гладь водоема. Вот воплощение мечты и ее предательство: так легко, под воздействием колдовства Злого гения спутать белого лебедя Одетту с черным лебедем Одиллией… Вот уже почти выиграно сражение с Тьмой, враг мечется с одним крылом. Вот любовь и верность побеждают зло!
Знакомые музыкальные темы великого произведения – точно встреча с лучшими друзьями. Классический квартет маленьких лебедей, русский танец, испанский танец, венецианский танец… Исполнители главных партий и девушки па-де-труа – одинаково вдохновенны. От картины битвы принца Зигфрида со Злым гением – «мураши» бегут по коже. А это значит – настоящее на сцене, не антрепризная ширпотребная поделка…
Роскошна корзина с цветами, преподнесенная от имени евпаторийского мэра замечательным подвижникам.
Когда-то искусство с площадей пришло в театры. И – по спирали истории - вернулось на площади? Интеллектуал и умница Алексей Баталов почти четверть века назад сомневался: «Я не знаю, так - надо ли? И надо ли оркестрировать Баха в джазовую аранжировку, чтобы хоть двести граммов Баха попали потом в уши какого-нибудь кретина? Я не уверен, что это тот путь. Может, люди деньги на нем зарабатывают, может, славу - не знаю, трудно сказать...»
Время подтвердило: так, увы, - надо! Можно судить хотя бы по реакции детей на «сложное» искусство классического балета. Две крохотные зрительница, точно зачарованные, простояли весь спектакль перед сценой, не спуская с нее глаз. С десяток их ровесниц резвились на свободном пространстве птенцами на мелководье. Мешали отчаянно. Но язык не поворачивается сделать замечание мамам и папам, объяснить, что «поиграть в балет» малышки могли бы и дома, выступая пока только перед родителями. Потому что духовное возрождение общества должно с чего-то начинаться. Путь от вопроса «Есть билет на балет?» к ответу «На балет билетов нет!» - непрост…
Опера
Праздник классического вокала «Шедевры мировой оперы», прошедший 29 июля на Театральной площади Евпатории в формате open air, можно охарактеризовать разве что ёмким словом «вдохновение». Казалось бы – куда уж краше, профессиональнее, мощнее?! Однако очередной концерт акция «Сезоны высокого искусства»-2011, осуществляемой под патронатом городского головы Евпатории Андрея Даниленко, превзошел все предыдущие!
Параллель со знаменитыми некогда в Париже «Русскими сезонами» - не случайная ассоциация. В 1907 году Сергей Дягилев провел в «столице искусства» «Исторические русские концерты» с участием композиторов Н. Римского-Корсакова, С. Рахманинова, А. Глазунова. Год спустя, были организованы сезоны русской оперы, «гвоздем» которых стал Ф. Шаляпин, а затем и балета. По пути «Высокое искусство – достояние широкой аудитории» пошли и евпаторийцы, к 100-летию «Русских сезонов» пригласившие на концерты мастеров оперы и балета гостей курортного города из ближнего и дальнего зарубежья.
…Такой акции не знают ни в одном городе Украины, а скорее всего – и за её пределами! Факт остался фактом - другим похвастаться нечем! Бальзам на душу ценителя классической музыки, благородная инициатива мэра города Андрея Даниленко, исполкома Евпаторийского городского совета, управления культуры и Центра досуга - проект «Сезоны высокого искусства» - был представлен курорту два года назад, и нашел настолько благодарные отклики в сердцах слушателей, что не продолжить его было просто невозможно! Он сразу стал культурным брендом Всеукраинской детской здравницы».
«Евпатория продолжает «Сезоны высокого искусства»...» - интриговали, завлекали анонсы. Скептики, вздыхавшие иронически: «Господь с вами, кому нужна нынче классика!» - попритихли. И в минувшую пятницу опять потерпели фиаско. Идеолог, вдохновитель всего прогрессивного в культурной жизни здравницы, директор ГЦД Виктор Арихин волновался изрядно, но напрасно. Организаторы проекта куда лучше недоверчивых сограждан осведомлены в духовных потребностях громады. Программа «Золотые страницы мировой оперы» снова имела оглушительный успех.
Театральная площадь Евпатории - отличный концертный зал! Рассчитанный на несколько тысяч мест, он вмещает публики больше, чем известный на весь мир Большой театр! Новенькая (уже не арендованная, собственная!) сцена оснащена современной аппаратурой. Брусчатка выметена до паркетного блеска. Стулья для У1Р-публики идеально удобны. Предусмотрено около пяти тысяч стоячих мест и для зрителей стихийных.
В «зале» появляются первые «ласточки», начинает подтягиваться и бомонд: депутаты горсовета, медики, работники культуры, педагоги, представители социально активной общественности. Очень много в этот раз ветеранов войны и труда. Лица у большинства - особенные, глаза - истосковавшиеся по истинно духовной пище: Мужчины - элегантны и респектабельны в светлых летних вариациях гардероба. Дамы, сообразившие, что формат «Ореп аir» («Открытый воздух») таки дополнит их туалеты нежным шелковым синим палантином летнего вечера, - изысканны. Женщины же, не придавшие наряду особого значения, смущенно спешат поскорее проскользнуть на свои места.
«В концерте «Золотые страницы мировой оперы» примут участие солисты Национальной оперы Украины, Санкт-Петербургского Мариинского театра оперы и балета, Большого театра, победители престижнейших международных конкурсов вокалистов...» - вещают динамики. Первые торжественные такты музыки настраивают сердца слушателей на особый приподнятый лад.
А тут еще вступают в действо со своей партией световые эффекты. С крон деревьев, окружающих театр, который в минувшем году отметил столетие, который помнит голоса Федора Шаляпина, Александра Вертинского, Леонида Собинова, струятся, стекают светящиеся капли вечерней подсветки. Аура волшебного настроения сгущает, замыкает пространство. И каждый из зрителей, продолжая оставаться частичкой единого, в унисон дышащего и чувствующего человеческого целого, оказывается наедине с музыкой...
Время от времени тихо проползающий мимо импровизированного «зала» трамвайчик никому не мешает. Наоборот: привел исполнителей в экстаз: «Мы поем, а люди выглядывают из окон, слушают, восхищаются! Значит, жизнь идет, искусство живет!» И чувства именитых вокалистов предельно искренни: несмотря на плотные гастрольные графики, перелеты Япония -Германия - Италия – Швейцария – Украина - Россия, весьма редко выпадает им возможность выступить перед столь обширной, благодарной аудиторией.
«Программа «Сезонов…» будет необычной, зрелищной, очень яркой. Мы хотим вас порадовать настоящим искусством», - обещали организаторы. И порадовали! Эмоции весьма приблизительно можно выразить только восклицательными знаками. Вечер, действительно, выдался звёздным! Профессионалы в очередной раз наглядно показали, что вживую слушать оперную классику - это не «Баунти», а действительно райское наслаждение. Грамотно, со вкусом подобранные хиты типа неаполитанской песни Энрико ди Капуа «О, sole mio», - с музыкальной полуфразы узнавали люди, даже весьма далекие от данного вида искусства.
«Браво!» в свой адрес услышали все. Молодые, раскрепощенные, темпераментные солисты без присущей жанру в прошлом чопорности блестяще демонстрировали не только выдающиеся вокальные, но и незаурядные актерские данные
О каждом из произведений и композиторов хочется узнать как можно больше. Просветительская миссия заслуженного работника культуры АРК, конферансье Светланы Гейс ограничена временными рамками динамичной программы. Однако возникают ассоциации с каждым из исполнителей.
Татьяна Середина - солистка театра оперетты, лауреат международных конкурсов, студентка итальянской консерватории в Швейцарии - поразительно харизматична.
Ольга Нагорная – лауреат Национальной премии Украины имени Т.Шевченко, заслуженная артистка Украины, солистка Национальной оперы – настоящая «фиалка Монмарта».
Валерия Тулис – солистка оперной студии Национальной музыкальной академии Украины, солистка театра «Геликон-Киев-Опера», солистка труппы «VIP-klassik-art-Ukraine», блистательная Мюзетта из оперы «Богема», Парася из «Сорочинской ярмарки» – возвращает мысли в детство, к истокам музыкального самообразования, где сначала был штоколовский бас, настойчиво рекомендованные родителями оперетты Кальмана…
Сергей Магера – народный артист Украины, солист Национальной оперы страны, лауреат Национальной премии Украины им. Т. Шевченко и премии имени Марии Калласс (Италия), обладатель голоса шаляпинского диапазона – глыба! И в классике «Севильского цирюльника», и в «Бескрайнем поле» на стихи Ивана Франко.
И воистину серебряное сопрано, и наряд Ирины Семененко - заслуженной артистки Украины, солистки Национальной оперы Украины, солистки Национальной филармонии Украины, лауреата Международных конкурсов – сама нежность и темперамент хита всех времен и народов «Besame mucho». Чувствуется, что ее улыбка: «Потрясающе красивому городу мы дарим красивую музыку!» - искренняя, от сердца.
Анжелина Швачка - заслуженная артистка Украины, солистка Национальной оперы Украины, солистка Таллиннского театра оперы и балета, лауреат Международных конкурсов – потрясающая Кармен. А под невероятную «Чарівну скрипку» вспоминается, как прошлым летом перевоплотилась она в героиню рок-оперы Алексея Рыбникова и Андрея Вознесенского «Юнона и Авось» Кончиту. Когда-то на гастролях в Евпатории Николай Караченцов отказался «вне контекста» исполнять арию «Ты меня на рассвете разбудишь», но у великолепной Анжелины своя правда: публика должна знать и концовку знаменитой саги: «Даже если на землю вернемся Мы вторично, согласно Гафизу, Мы, конечно, с тобой разминемся. Я тебя никогда не увижу…»
Дуэт подруг Ирины Семененко и Анжелины Швачки, «Вечная любовь» М.Леграна (звучащая паралельно на французском и русском), «Время прощаться Ф. Сартори – единый с душой публики протест против неизбежной разлуки.
Выход народной артистки Украины, преподавателя Национальной музыкальной академии, солистки театра «Геликон-Киев-Опера», солистки труппы «VIP-klassik Art-Ukraine» Людмилы Лариковой – воплощение одной из ключевых сцен романа Сомерсета Моэма «Театр». Вьется на ветру алый шарф, и без слов становится ясно, кто здесь прима.
Александр Гурец - народный артист Украины, солист Национальной оперы Украины, солист Мариинского театра оперы и балета (г. Санкт-Петербург), истинный король верхнего «до» - поёт, как молится. Энергетикой заряжает - хоть взлетай к небу, синим плащом окутавшему площадь. Бесспорно: если хочешь по-настоящему понять, что такое любовь, - послушай тенора. С прошлого года в памяти звучат ария Калафа из оперы «Турандот», «Такая большая любовь», «Arrivederci», «Моя Украина». Как вновь – песенка Герцога из «Риголетто», ария Каварадосси из «Тоски». Миг тишины – перевести дух! – и в аплодисменты вливается мелодичный бой главных часов Евпатории! Эх, жаль не все фотокамеры успевают запечатлеть кульминационный момент самоотдачи – на одно колено перед публикой опускается Маэстро.
А ему на смену отважно («Тореадор, смелее в бой!») устремляется роскошный баритон земляка крымчан Феми Мустафаева - народного артиста Украины, солиста театра оперетты. Он словно предназначен для Орловского, для Мистера X, для стихов Есенина, для цыганских романсов, для итальянских и русских вечных шлягеров типа «Черной вуали». Душой артиста, точно огромная бабочка порхает звук в лучах софитов.
Зрители осипли от возгласов «Бис!» и отбили ладони! Но дуэт Феми Мустафаева и Татьяны Серединой (учителя и ученицы), решивший перелистать золотые страницы мировой оперетты и остановившийся на «Сильве», взвинчивает спираль действа всё выше! Вокалисты и публика с одинаковым восторгом взаимообмениваются эмоциями!
Особая гордость евпаторийцев – солистка Крымской государственной филармонии, заслуженная артистка АРК Анна Ус – в звёздной программе не смотрится скромной провинциалочкой.
И вот – финал! Общая «Застольная» Бриндизи из оперы «Травиата»! Кружатся в вальсе артисты. Фейерверк эмоций! Гармония происходящего заставляет задуматься о божественной природе таланта. А на авансцене уже – ещё одна «изюминка» праздника, цветы исполнителям от городского головы, корзина, каких ещё не видывала Евпатория! Горячая волна оваций омывает Театральную площадь. Аплодировать сидя всем кажется кощунством.
В чудный этот вечер мы, дорогие земляки, стали чище душой. Так приятно, что город делает ставку не на попсу, а на великую силу истинного искусства. «Евпатория стремится быть культурной столицей Крыма?!» - с ноткой уважительного изумления комментировали данный факт телеканалы Украины. А почему бы, собственно, и нет? Бог, как говорится, любит троицу. Евпатория духовно созрели для фестиваля оперного искусства...
Музыка
Уже традицией стали в Евпатории праздники в формате «Open Air», которые собирают под открытым небом ценителей классической музыки, оперы, балета, живописи. На лучших площадках города для тысяч зрителей проходили концерты с участием мастеров искусств Украины, России, ближнего и дальнего зарубежья.
Своеобразным прологом к очередному такому празднику явилось выступление оркестра Главного управления Министерства внутренних дел в АРК под управлением заслуженного артиста Украины Геннадия Ретинского – изюминка минувшего субботнего вечера.
Тем, кто поленился прогуляться к центральной пропилее парка им.Фрунзе, остаётся только посочувствовать.
Можно включить воображение: лёгкий морской бриз овевает берег нежной прохладой, задник импровизированной сцены – стеклянно-голубая гладь залива, музыканты в белоснежных униформах – строго элегантны.
Можно припомнить, посмаковать и примерить к настоящему колорит довоенной Евпатории из повести Бориса Балтера: «В мае цвела акация. Она цвела долго, осыпая город белыми лепестками. Цветение акаций совпадало с началом курортного сезона... На Приморском бульваре появлялись первые отдыхающие. Улицы города с каждым днём становились многолюдней. Приезжим сдавали лучшие комнаты. Они становились полновластными хозяевами города. Город менял своё лицо, делался шумным, нарядным, весёлым. Открывались магазины, павильоны, рестораны. В курзале выступали столичные знаменитости. Они появлялись ослепительно-яркие, будоражили всех и исчезали… Наш интерес и любопытство вызывала вся разнородная, пёстрая масса приезжих: женщины, которые, казалось, заботились лишь о том, чтобы появляться на улицах предельно обнажёнными, мужчины, которые все дни проводили у винных погребков и киосков…Они заполняли пляжи. Старые и молодые, толстые и худые, красивые и безобразные, они с одинаковой жадностью поглощали солнце. Мы видели их в курзале - нарядных, чистых, хорошо пахнущих, как-то по-особому свежих и снисходительно добрых; так выглядят люди, свободные от повседневных забот»
Но невозможно пересказать Музыку. Организаторы праздника эстрадно-духовой музыки – ГУ МВД АРК, евпаторийское управление культуры и городской Центр досуга – сделали всё, чтобы и в уши, и в души публики попало её как можно больше. Изысканной, виртуозной, завораживающей.
Голоса вокалистов были достойны того, чтобы звучать на мировом уровне.
Гитарист Виталий Макукин – олицетворение поразительной энергетики и темперамента - один мог бы удерживать внимание слушателей до глубокой ночи. Танцующий вместе со своим Маэстро аккордеон мог бы с любознательными поделиться секретом, отчего во все времена девчата безоглядно влюблялись в гармонистов…
Полтора часа продолжался концерт. Но не то что праздной публике - заместителю городского головы Сергею Стрельбицкому, похоже, хотелось, чтобы очарование длилось и длилось.
Особый шарм в праздник искусства внесли и артисты народного театра живых скульптур. Персонажи - образы разных эпох – не скучали: от желающих сфотографироваться с ними отбою не было.
Почаще бы так: «В городском саду играет духовой оркестр. На площадке танцевальной нет свободных мест»…